Передвижники в Петербурге.

«Как хорошо, что Вы задумали вспомнить о передвижниках,

вспомнить правдиво… без лести, без выдумок…»

(Из письма И.Е.Репина, 1927 г.)

Наша экскурсия посвящена магистральному явлению русской культуры второй половины XIX века, связанному с развитием реалистических традиций и близкого по духу творчеству Толстого и Достоевского. Лучшие полотна передвижников составили национальную художественную школу. В течение первых трех десятилетий существования Товарищества передвижных художественных выставок Репин, Суриков, Левитан, Крамской, Куинджи и другие передвижники были законодателями вкуса и моды, они изменили состояние художественной жизни и подняли статус художника. В конце ХХ в. интерес к движению передвижников ослаб. Однако сейчас мы все чаще обращаемся к их творчеству и помним, что они стояли у истоков тех процессов, которые впоследствии определили пути развития русского искусства — импрессионизма, символизма, модерна.

Экскурсию проводит искусствовед, экскурсовод I категории Наталья Александровна Пугачева, 10 марта 2024г. Начало 10.00, от адреса Лиговский проспект, дом 10 (ст. метро пл. Восстания).Программа поездки...

1-я остановка. Академия Художеств. Сфинксы, окна Екатерининского зала. 

» Бунт четырнадцати».

Монополия Академии художеств на любую художественную деятельность и упадок интереса в обществе к академическому искусству. «Бунт 14-ти». Отказ четырнадцати молодых выпускников во главе с Крамским писать картину на заданный   мифологический сюжет в конкурсе на Большую золотую медаль, и выход из Академии.  Война, объявленная своей альма-матер. Борьба за реализм в живописи.

2 остановка. 17 линия В.О., дом 4. Артель Крамского.

 «… трибун, вожак, направитель и настроитель всей тогдашней полосы русского искусства». В. Стасов о Н.Крамском.

Санкт-Петербургская артель художников . И.Н.Крамской и Г.Г.Мясоедов — основатели и учредители создания Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).  Творческий и финансовый успех. Всероссийская известность художников нового направления. Первые выставки передвижников. 

3 остановка. Университетская наб.-5. Здание Академии наук. Выставки Товарищества и творческие споры. 

Пять лет триумфа Архипа Куинджи на выставках передвижников. «Синдром Куинджи»: ученики и подражатели (Рерих, Рылов, Богаевский и др.). В поисках небесного света («На острове Валааме», «Березовая роща», «Украинская ночь» и др.). Передвижники, передвиньтесь: конфликт А.Куинджи и М.Клодта и добровольный выход непокорного стилиста из Товарищества в 1879г.

4.остановка. Мастера пейзажной живописи.

 5-я линия В.О., д. 30. Иван Шишкин — певец русского леса.

Квартира И. И Шишкина на 2-м этаже, соучредителя и старейшего члена Товарищества — место собраний передвижников: вопросы об отношениях с Академией и о вхождении передвижников в состав её профессоровТалантливый и плодовитый художник, Иван Иванович Шишкин до конца своих дней был одним из самых активных и верных членов Товарищества передвижных художественных выставок.Поэзия и красота обыденных, на первый взгляд, вещей. Передвижники — создатели школы русской пейзажной живописи (Шишкин, Саврасов, Боголюбов, Корзухин, Клодт, Ясновский, Савицкий, Репин, Васнецов, Маковский, Киселев, Дубовской, Левитан, Нестеров, Корин, Максимов, Куинджи и другие).   У каждого — свой неповторимый стиль, свои мотивы, свой почерк, но одно объединяющее чувство — любовь к России.  

5 остановка. Биржевой пер.1/10 «Дом художников» у Малой Невы. Квартира И.Крамского — место собраний художников-передвижников. Иван Николаеви Крамской — идеолог и живописец.

Одна из самых известных работ Крамского «Христос в пустыне» представлена на 2-й передвижной выставке в 1872г. Высокая оценка этой работы Советом Академии. Публичный отказ Крамского, противника академизма, от профессорского звания. Конфликт в товариществе по поводу отношений с Академией Художеств.  Н.А.Ярошенко — преемник Крамского. «Он становится со смертью Крамского одним из самых деятельных руководителей Товарищества… Голос его звучит на собраниях и его слушают так же внимательно, как привыкли слушать Крамского. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Мягкий по внешности — он кремень духом». (Нестеров о Ярошенко). «Курсистка» Николая Ярошенко (XI передвижная выставка) и дискуссии о роли женщины в российском обществе XIXв. Софья Крамская — жена, верная помощница и муза Ивана Крамского.

 К 150-летию первого участия Куинджи в передвижных выставках. Экскурсия в Музее- квартире Архипа Ивановича Куинджи. 

 Впервые Куинджи принял участие в экспозиции Товарищества передвижных выставок в 1874 году, представив свою картину «Забытая деревня».

 Архип Куинджи — маэстро сияющего пейзажа. Страницы жизни и творчества. «Куинджи «(греч.) — «золотых дел мастер».  От бедного мариупольского пастушка до самого успешного петербургского художника. Талантливый коммерсант и щедрый благотворитель. Последние 13 лет жизни в доме в Биржевом переулке (1/10, кв.11). Жена художника Вера Куинджи — хранительница домашнего очага и наследия мужа. Ее трагическая судьба. Мансарда-мастерская с видом на Стрелку Васильевского острова и Петроградскую сторону. Колористический поиск: осмысление и звучание цвета. Успех на выставке картин «Березовая роща», «Север» и «После грозы». Споры о «профессиональных секретах» мастера. Свой путь. Триумф «Лунной ночи на Днепре» (1880г) после выхода из Товарищества. Идеологическое единство, которое помогло художникам-передвижникам выстоять в борьбе с Академией, заинтересовать публику своими картинами, со временем ослабло и творческий союз распался. Но главное дело было сделано: российская живописная школа получила бесценный опыт, и передвижники, благодаря своему таланту и решимости, проложили новую дорогу для развития отечественного искусства.

Стоимость программы — 2900руб.

Включено — комфортабельный автобус, авторская тематическая экскурсия, входные билеты и экскурсионное обслуживание в Музее-квартире А. И. Куинджи.

тел. +7921 9635051, +7921 3381526.e-mail:

prosvetova@akro-travel.ru Pegashova@akro-travel.ru  

 www.akro-travel.ru